СУДЬБА ДУДУКИСТА
Сейчас во всем мире вы известны прежде всего
по совместным работам с Майклом Бруком и "Кронос-Квартетом". Однако
ваша музыкальная карьера началась значительно раньше. Когда, к примеру, вы
впервые выступили в Москве?
В 48-м году. Здесь был фестиваль: пять самых
лучших ансамблей играли для Сталина. Я был в армянском молодежном. Сталин на
первом ряду сидел, метров пять до него. Страшно. Но вроде ему понравилось.
После концерта мне даже подарили часы "Победа", сказали, от Сталина.
Я молодой был тогда: продал их и всем своим ребятам пива купил.
Ваша история выглядит довольно загадочно.
Немолодой профессор Ереванской консерватории, всю жизнь прожив в Армении, вдруг
уезжает за рубеж и становится мировой знаменитостью. Как это случилось?
Было так: в 1988 году из Лондона в Москву
приехали Майкл Брук и Брайан Ино. Они пошли в студию грамзаписи и слушали
фольклор всех народов СССР. Там были и мои две пластинки, они им очень понравились,
и поэтому меня пригласили в Лондон. Мы писали пластинку, и еще каждый день мне
давали слушать музыку со всего мира. Страну за страной, всего 36.
Зачем?
Ну это как реклама была. Вот сколько у нас
всего есть. А я все время концерты давал, 11 концертов за две недели, и везде
про эту фирму говорил - так у них диски стали лучше покупать. Это я теперь
понимаю, тогда не понимал еще. После этого меня стали приглашать в разные
страны - а в Армении было очень плохое время. Света нет, ничего нет. Никто не хотел
там жить. Поэтому я поехал в Америку и получил там "грин кард". Но я
и до этого очень много ездил. Еще в 56-м году ездил в Америку. Тогда была такая
сборная СССР: Большой театр, ансамбль Моисеева, украинский гопак, нанайская
борьба, ленинградский балет... 250 человек всего. И армянский ансамбль тоже. Но
ехать очень сложно было: разрешения, проверки. А сейчас - свободно. У меня есть
менеджер, англичанка, она решает, где играть. Вот еду в Македонию, потом в
Нью-Йорк, Португалию, Англию. Я сам не знаю, где живу. Где играю, там и живу.
Но только в Ереване у меня дом настоящий. Я преподаю там, одних учеников моих
70 человек.
И все-таки не просто было, наверное, в 60 лет
менять жизнь, уезжать на край света, в чужую страну...
А что? Я скромный человек. Меня все любят,
все понимают. Вот Лайонел Ричи... У него вообще армянская душа, только под
американской спрятана. Живу себе, никому не мешаю. Плохого никому не делаю.
Только хорошее, хорошее, хорошее.
А в Голливуд вы как попали?
Позвали, сказали: хотим ваш дудук слышать. Я
приехал, а там - о! - техника! Известные артисты выступают! Очень высокий
уровень. В первый раз очень боялся, не знал, что играть. Вокруг сплошные
профессора, из разных стран - из Парижа, из Италии. Сидят. Экран, пульт, ноты,
дирижер. И никаких репетиций: быстро смотришь, что надо играть, и вперед. Я
тоже сажусь, ищу глазами свою партию и вдруг вижу: мне диапазона не хватит, у
дудука диапазон - октава всего! Переведите, говорю, я не могу это сыграть.
Переводчик аж побелел: "Я не могу это перевести! Здесь так не
принято!" А дирижер уже поднимает руки, начинают показывать фильм - это
был "Русский дом" - и мое соло как раз. Что делать?! Две-три фразы
сыграл нормально, а потом стал импровизировать. Дирижер на меня смотрит (а он
еще и автор музыки), но не останавливает. Ну, думаю, если что скажет - все. В
общем, минут 25 минут я играл. Когда закончили, дирижер что-то говорит, и все
начинают аплодировать. Что такое?! Оказывается, он сказал: "Этот человек
так играет, словно бы сам это сочинил". В Голливуде вообще много
непонятного было: зачем, например, армянский дудук в "Евгении
Онегине"? Или в "Гладиаторе"? Но хорошо ведь получилось.
Есть все-таки что-то странное в том, что
национальная армянская музыка, которую вы исполняете, стала популярной на
Западе. Она ведь, скажем так, довольно заунывная.
Э-э-э, зачем так говоришь? Армянскую музыку
любой понимает. Армянская музыка - хорошая музыка. Вот современная - она
непонятно какая. Не то русская, не то китайская, не разберешь. А у меня все натурально.
Но ведь world music - то, что вы
делали с Бруком или Гэбриэлом, - это, напротив, смешение всего и вся.
Э, там другое! Возьми мою сольную пластинку -
там армянская музыка. А когда я играю с Бруком, это называется "рок"!
Там импровизация. Что хочу - то и делаю.
Боюсь, ваши слушатели не отличают, где там
импровизация, а где аутентичный фольклор.
Ну конечно! Я армянин, играю на армянском
инструменте - обязательно получится национальное, даже помимо моей воли. Если
бы я на балалайке играл, все равно вышла бы армянская музыка. Ну и хорошо! Мир
принимает, народ принимает, большие, слушай, музыканты принимают - значит,
хорошо.
===================================================================
Дживан Гаспарян - от Сталина до "мировой музыки"
На 7-м
стамбульском джазовом фестивале Дживан Гаспарян не был "гвоздем
программы". Маэстро Дживан выступал "в комплекте" с турецким
перкуссионистом Бурханом Оджалом в концерте известного швейцарского арфиста
Андреаса Фолленвайдера. Но многие пришли в этот вечер именно ради Дживана.
Чтобы послушать одно единственное соло на тоскующем дудуке, и песню на
непонятном древнем языке, едва не провалившие концерт швейцарской звезды.
Гаспарян в контексте world-music выглядел растерянно, почти как свадебный
чеховский генерал. Слишком уж натурально, без модного нынче в Европе
"синтеза искусств" звучал глухой голос, сливаясь и продолжая грустную
мелодию, которая не помещалась в весьма приблизительные стандарты этнической
музыки "типа того" - приблизительно шотландской, африканской,
кельтской etc.
Звуки.Ru: - Вы работаете со многими известными
европейскими музыкантами, с кем интереснее?
Удивительно, что
он так и остался "советским человеком" - добрым, доверчивым,
доброжелательным, "простым". Кажется, что он сам не вполне осознает
собственную гениальность - между тем она была признана очень давно, начиная с
"вождя народов", в Кремле у которого семилетний Дживан играл давным-давно.
===================================================================
Дживан Гаспарян и его друзья
В понедельник в Большом театре состоится
большой и совершенно необычный концерт - "Дживан Гаспарян и его
друзья".
Друзей-музыкантов
у знаменитого дудукиста, легенды world music, оказалось
шестеро: два итальянца, два француза, израильтянин и русский. Все они
присутствовали в пятницу в армянском посольстве на пресс-конференции по этому
случаю.
Пресс-конференция
вышла странной и величественной - под стать предстоящему концерту. Все не
столько рассказывали о предстоящем концерте, сколько выражали свое восхищение
Дживану Гаспаряну и дудуку - удивительному инструменту из абрикосового дерева,
в котором воплотилась душа армянского народа.
"Учитель -
это человек, который не создает тебе трудностей. И учит не только музыке, но и
экзистенциальным вещам" - говорил о Гаспаряне итальянский саксофонист и
электронщик Луиджи Чинкве, сам человек заслуженный и уже не юный.
Пианист Людовико
Эйнауди - уважаемый академический композитор. А еще для любого итальянца
фамилия Эйнауди так же известна, как Феррари или Версаче.
Отец Людовико,
Джулио Эйнауди - создатель самого престижного книжного издательства Италии.
Кроме того, он
рассказывал, как играл в 1948 году в Большом театре перед Сталиным, тот
пригласил его к себе в ложу и пожаловал ему, 20-летнему, со своей руки часы
"Победа". Вообще, Гаспарян неоднократно выступал в Большом но,
конечно, в составе сборных "юбилейных" концертов. Большой театр для
него остался эталоном культуры и интеллигентности, и он не верит намекам
Николая Дмитриева, что публика сейчас изменилась - это все временное и
наносное.
Концерт будет
акустический, никаких электронных искажений звука не предполагается, только
Луиджи Чинкве будет "подкладывать" свои электронные лупы и прочее.
Для Большого
театра это нечто неслыханное, но, подчеркнул главный распорядитель
организовывавшего концерт "Дома" Николай Дмитриев, никакого
противодействия со стороны администрации театра они не испытывали. Наоборот:
новое динамичное руководство театра охотно пошло на это, в общем-то, не совсем
обычное предложение.
А в общем, добавлю
я от себя, замечательно, что официозная "дружба народов" кончилась, и
появился настоящий, искренний интерес к своеобычной народной музыке. Тем более
что музыка-то замечательная.
===========================================================
Про американцев
говорят, что они совершенно нечувствительны ко всем мировым музыкальным рынкам,
кроме собственного. В США запросто могут не знать имени музыканта, от которого
Европа заходится в истерике.
В России все
наоборот. Успех звезды на территориях, расположенных западнее Калининграда,
часто автоматически становится мерилом популярности в России. И уж особенно -
если это выходец из бывшего СССР, то есть -импортный, но "свой" музыкант.
Дудукист Дживан
Гаспарян был прекрасно известен советскому слушателю. В доперестроечное время
он объездил всю страну, и неоднократно выступал в Большом театре. Ему даже
довелось играть перед Сталиным и побывать в США. Без концертов мастеров
искусств союзных республик тогда не обходился ни один праздник.
Множество
артистов с таким богатым советским прошлым выступают до сих пор. Однако
Гаспарян после перестройки исчез с российских сцен - стране было не до дудука.
Дживан жил в Ереване и занимал должность профессора местной консерватории. Но
когда он записал саундтреки к 17-ти фильмам и переиграл с половиной музыкантов
мира, Москва не могла не отреагировать. Несмотря на то, что Армения - давно
суверенное государство, в России всех выходцев из СССР продолжают считать
своими. И в 2000 году Гаспарян въехал в Москву на белом коне, как настоящая
западная звезда. Хотя понимать армянскую народную музыку умеют немногие, кроме
урожденных армян. Вполне возможно, что имя музыканта стало куда важней его
музыки. И сам Дживан Гаспарян не отрицает, что кабы не Питер Гэбриел c Брайаном Ино, не видать ему Большого
театра, несмотря на все его таланты.
Луиджи Чинкве
пару раз пробовал подирижировать, но все без толку - друзья Дживана Гаспаряна
так и остались блестящими по отдельности, но нестройными вместе музыкантами.
Публике все очень
понравилось. Аплодировали много и с удовольствием, в конце - встали. И так
теперь будет всякий раз, когда Дживан Гаспарян будет приезжать в Москву,- один
с дудуком или в компании симфонических оркестров и рок-групп. И никто никогда
уже не скажет, почему публика повалит на его концерты: потому ли, что дудук
поет необычайно красивым голосом, а Гаспарян виртуозно с ним управляется, или
потому, что человеку по имени Питер Гэбриел все это нравится.
========================================================
Опубликовано:
Music Box №4 (26) 2002
Материал
подготовил: Александр ГОНЧАРОВ
Бывают люди, вся
жизнь которых являет собой чудо… Трудно по-другому воспринять то, что мальчик
из небольшой деревушки под Ереваном стал выдающимся мультистилистом и всемирно
известным исполнителем, с которым играть и записываться уже давно почитают за
честь супермузыканты всего мира. А всё потому, что шестилетний ребенок в
далёком 1932 году впервые взял в руки эту волшебную дудочку из абрикосового
дерева — дудук… С тех пор он развил и популяризировал этот древнейший народный
армянский инструмент, сделав его мощным средством межнационального общения,
заметным во всём музыкальном мире. Солирующие волшебные звуки дудука теперь
можно услышать не только в народной и духовной музыке, но и в world music, и в симфонической музыке, и в джазе, и в роке, и даже в голливудских
блокбастерах… И все эти чарующие превращения оказались подвластны одному
человеку — Дживану Гаспаряну, «королю дудука» или просто «дяде Дживану», как с
уважением и любовью его называют.
ДГ: Это Питер
Гэбриэл (Peter Gabriel), Майкл Брук (Michael Brook), очень хороши музыканты KRONOS QUARTET.
ДГ: Ещё раньше я
записывал много музыки к итальянским и американским фильмам, тогда Питер и услышал
меня впервые. Он пригласил меня в гости, мы подружились, и я два месяца жил на
его студии, хотя сама запись заняла всего дней десять… Конечно, там есть моё
влияние. В результате совместной работы Питер переделал значительную часть
своей музыки. Он очень глубокий, думающий и требовательный к себе музыкант.
ДГ: Последние 25
лет я работал с симфоническим оркестром, и сейчас у нас большие планы. Кроме
того, я готовлю совместные концерты с Шер (Сher), посвященные памяти Шарля Азнавура (Charles Aznavour). Это великолепные исполнители, ставшие классиками на эстраде.
MB: Спасибо за
интересный разговор. И напоследок, что бы вы пожелали тем молодым музыкантам,
кто только вступает на эту тернистую дорогу?
===================================================================
Дживан Гаспарян побывал в Ростове
Я - самоучка. В детстве
услышат дудук, и он покорил мое сердце. У нас тогда в летнем кинотеатре
"Москва" играл ансамбль, вместо пианиста сопровождал немые ленты. Я
подошел к музыканту и попросил дудук. Он сказал: "Сынок, иди в
школу!". Я ему долго надоедал, и музыкант все-таки дал мне дудук. Я
полгода мучил своих соседей, целыми днями учился играть. А потом опять пошел к
мастеру и сказал: "Послушай, что получается: если смогу научиться играть -
то буду дальше стараться, если нет - возьми свой дудук". И начал играть.
Он долго слушал, а потом сказал: "Отдавай дудук". Но дал взамен свой
и сказал, что из меня вырастет хороши дудукист".
=================================================================
Дядя "Джи"
Легенда мировой
музыки Дживан Гаспарян, играющий на инструменте "фруктус арменика" и
любящий импровизацию, подарил Владивостоку свой эксклюзивный концерт
Действительно
немного, потому что никто из сидевших на телефонах в ДКМе, согласно рассказам
очевидцев, так и не смог толком объяснить простым меломанам, кто же такой
Гаспарян. В основном вспоминали "Гладиатора", за музыку к которому
четыре недели назад Дживан был удостоен престижной премии "WOMEX Lifetime Achievement Award" (ее дают за выдающиеся жизненные
достижения). Поэтому некоторое количество недорогих билетов залежалось и
находилось в свободной продаже даже накануне концерта. И тем не менее все, кто
знал и ценил музыку маэстро, пришли, приехали и прилетели.
Маэстро века
Дживан Гаспарян
родился в 1928 году, в деревне Солаг близ Еревана. Осваивать дудук начал в
возрасте шести лет. Дживан Гаспарян играл перед Сталиным и Брежневым, перед Ван
Клиберном и Кеннеди. Массовую известность на Западе музыканту принесла работа с
Питером Гэбриэлом. Также господин Гаспарян работал с Лайонелом Ричи, Брайаном
Ино, Питером Габриэлом. Дудук Дживана Гаспаряна можно услышать на саундтреках
многих голливудских фильмов, среди которых последний хит к фильму
"Гладиатор" также принес ему в 2001 году премию "Золотой
Глобус" в номинации "за лучшую музыку".
Все дело в
менталитете
В общем, владивостокский
концерт Дживана Гаспаряна - зрелище уникальное. Во-первых, потому, что маэстро
и его музыканты играли вживую два часа без перерыва. Во-вторых, он уникален
своей эксклюзивностью - за всю свою жизнь Дживан давал концерты только в пяти
городах России: в Москве, Питере, Мурманске, Новокузнецке... А в-третьих, он
просто был хорош, что среди подобного рода выступлений - редкость.
============================================================
В Ноевом Ковчеге играл дудук:
Дживан Гаспарян в зале им.
Чайковского
Правда это или
нет - не так уж, в конце концов, важно, когда задаешься вопросом, а почему в
эпоху поголовной компьютеризации, в том числе и техно-музыки, начинается откат
на тысячи лет назад в виде моды на так называемую "мировую" или
"этническую" музыку. Джаз - как мы знаем, не исключение.
Сладостный дудук
- и есть тот сироп. Инструмент, распространенный и в Азербайджане и в Грузии
делается (ну в точности по Остапу Бендеру) из урюка, из корня абрикосового
дерева. И, несмотря на то, что маэстро Гаспарян - профессор Ереванской
консерватории, дудук - полное отрицание академической культуры. Диапазон его -
не больше, чем нужно для застольного пения. Мажоро-минор хоть и вполне
допустим, но естественнее звучит все-таки модальность, а не тональность. И
мастерство измеряется не количеством нот на единицу времени, как на
исполнительских конкурсах, а качеством звука - в том числе и дама, бурдона (drone), исполняемого одним или двумя
аккомпанирующими дудуками (теперь есть и басовый, напоминающий изогнутое
сопранино). Извлекаемая на дудуках при помощи циркулярного дыхания загадочно
непрерывная тоника на всем Востоке символизирует то ли вечность, то ли
бесконечность. По сравнению с дудуком все другие такие же инструменты -
пронзительны и гнусавы, даже близкая родственница - зурна. Жаль, инструменты с
двойными тростями, несмотря на все усилия Юсефа Латифа и Линдсей Купер, пока
так и не вписались в джазовый consort.
Со стороны
кажется, что звук дудука полон неизбывной ностальгии, чтобы не сказать проще -
тоски. Обязательно вспоминают геноцид 1915-го года, землетрясение 1988 года,
гору Арарат на армянском гербе, которая на самом деле принадлежит большей
частью сопредельной Турции.
==================================================================
В Зале Чайковского выступил Дживан Гаспарян
Дудук изобрели в III веке, в 20-х годах XX слегка модернизировали, и сейчас он
существует в двух основных разновидностях (их строй отличается на один тон).
Тот дудук, на котором играет Гаспарян, живет у него уже сорок лет. Еще маэстро
играет на зурде, свирели, кларнете и поет высоким голосом. Его вокальные пьесы
также были приняты московской публикой с энтузиазмом.
Вообще, главным в
прошедшем концерте было ощущение прикосновения к истории. Древняя музыка,
исполненная на аутентичных инструментах, - это как экспонат в музее. Казалось
бы, звук самый недолговечный материал, он рождается, когда музыкант берет
инструмент в руки, и умирает, когда мелодия сыграна. Но в то же время он бессмертен,
ибо краски на картине тускнеют, скульптуры покрываются патиной, здания
разрушаются, а музыка рождается вновь и вновь благодаря новым поколениям
музыкантов. Музыка переживает историю, преодолевает время, она наиболее
абстрактное выражение человеческих эмоций, которые столь же скоротечны, сколь и
вечны. Существует легенда о том, что древние люди, дабы сохранить свои голоса
для потомков, кричали в глиняный кувшин и тут же запечатывали его. Конечно,
такая “звукозапись” невозможна, но что это, если не метафора древнего
фольклора?
Александр БЕЛЯЕВ
===============================================================
Дживан Гаспарян и его друзья
Евгения ЖАЖЕЛО
Надо отдать
должное Культурному центру "ДОМ", благодаря которому под одной крышей,
точнее, на одной сцене - Большого театра, смогли собраться известные за
рубежом, но совершенно незнакомые нам прекрасные музыканты.
Дживан Гаспарян
привез в Москву ансамбль "Армения", художественным руководителем и
участником которого он является. Ведущий голос великого дудукиста поддерживают
Армен Казарян (дудук), Вазген Макарьян (басовый дудук) и Жирайр Мелконян (доол,
национальный ударный инструмент). Музыканты этого коллектива образовали мощный
звуковой пласт национальной армянской культуры. Ему были противопоставлены
саксофоны Луиджи Чинкве, итальянского музыканта-экспериментатора, последнее
время занимающегося композиторской деятельностью в области современной
электроакустической музыки. Данную группу инструментов расширил изумительный,
блестящий саксофонист из Франции - Дидье Малерб. Участник французской группы
"GONG",
существующей еще с 60-х годов, продемонстрировал публике, кроме игры на
саксофонах всех видов, еще и владение альтовой и сопрановой флейтой и дудуком,
игре на котором обучался у Дживана Гаспаряна. Флейтово-саксофонная группа
инструментов приправляла общее звучание джазовым ароматом. Завершая разговор о
духовых и плавно переходя к вокалу, представлю вам Сергея Старостина из России.
Профессионал высокого класса, живущий активной "фольклорной" жизнью и
владеющий игрой на народных русских духовых инструментах: за два отделения
концерта Сергей успел поиграть на калюке (обертоновая флейта), на волжском
рожке и парной флейте. Примечательно, что им была представлена и вокальная русская
традиция.
Завершая
знакомство с музыкантами-участниками, надо сказать о французском гитаристе
Патрисе Мейере - удивительно тонком и чутком исполнителе, привнесшем своей игрой
немного испанского колорита, и Людовико Эйнауди - итальянском композиторе и
пианисте, авторе сочинений, исполняемых различными оркестрами мира, среди
которых оркестр театра Ла Скала.
====================================================
МОГУТ ЛИ УШИ ОТКРЫТЬ ГЛАЗА?
Или почему так
понятна печаль, когда играет Дживан Гаспарян
ПРОЛОГ
— Так о чем будем беседовать? —
спрашивает дудукист Дживан Гаспарян и придвигает стул.
— А как, по-твоему, о чем мы можем
говорить? — вопросом на вопрос отвечаю я, присаживаясь.
— О пирах! — восклицает Дживан и широко
улыбается.
Он намного старше меня, и обращение к
нему на «ты» связано с нашим общим другом, рано покинувшим этот свет. В доме у
друга встречались по большим праздникам, куда Дживан Гаспарян приходил с
дудуком за пазухой. Спустя час он доставал его, прикладывал к устам, и мир на
глазах тихо-тихо просветлялся.
С той поры дудукист Дживан Гаспарян —
профессор, многократный лауреат международных конкурсов, народный артист
Армении, короче, звезда, знаменитость — перекликается в сознании с чем-то
добрым и благородным, не замечающим суету и спешку. Думаете, все дело в дудуке?
Что, если его отнять у Дживана и сунуть в руки громкий барабан, он преобразится
в свою противоположность и начнет стучать-барабанить, заглушая и еле слышные
подпевки, и шепот, и лепет? Вы думаете, духовой инструмент меняет человека, а
не душа человека превращает простую свистульку в божественный тростник? Не
знаю, честное слово. Может, первая, но, может, и вторая догадка верна. Скорее
всего верны обе, а если не верны, то уж точно правдоподобны
Этимология
Насчет тростника — вырвалось. Дудук
мастерят из абрикосового дерева, а пробовали из груши, сливы, яблони. Но звучал
только абрикос... Удивительное дерево! Кто знает, случайно ли, что подлинно
национальный инструмент воплощается именно в абрикосе, по-латыни «фруктус
арменика». Армянский, стало быть, фрукт. В других странах сопелки, сиповки,
волынки, свистульки разные делают из ивы и тростника, и у нас они некогда были
в ходу, факт зафиксирован древним историком. А прижился дудук. К слову: дудук
стали называть по-русски дудуком в 20—30-е годы. Никакого тут противоречия нет:
историк пятого века Мовсес Хоренаци не владел, конечно, русским языком и
называл инструмент циранапохом — в прямом переводе душа абрикосового дерева,
его дух или что-то в подобном роде.
— Наскальные рисунки изображали дудук?
Маэстро пожимает плечами:
— Не знаю, кажется, нет.
Ну не странно ли? Какие только позы не
увековечены в римских банях или других древних построениях! Подумайте! Дудуку
не нашлось места на античных стенах — почему? Потому что стыдно. Даже
бесстыдству стыдно.
Эстафетная палочка мастера
— До войны в кинотеатре «Москва» играли
дудукисты-таперы. Лилась ненавязчивая мелодия, а на экране разыгрывались
горячие страсти. Там играл дудукист Маркар, царство ему небесное. Господи, до
чего же мне нравилось его исполнение! Я ему проходу не давал. Однажды накопил
порожней посуды и вырученную сумму отдал дяде Маркару. Он отвел мою потную
ладошку с деньгами и протянул один из своих дудуков: «Играй. Кажется, ты
человеком вырастешь». Нету дяди Маркара, — вздыхает Дживан.
У моего старого приятеля синие-пресиние
глаза. А печаль больше подходит черным. Отец погиб на фронте, еще раньше
лишился матери. Так и рос один-одинешенек с дудуком в обнимку.
Опрос
На днях ереванский телеканал провел
опрос на улице: «Какой музыкальный инструмент вам нравится?» Будто
сговорившись, отвечали: «Дудук, он больше всего соответствует нашей судьбе,
нашей печали».
Другого и не ожидалось.
Свой среди своих и среди чужих
— В минувшем году выступал в Стамбуле...
— В Турции? — удивляюсь я, будто еще
где-то есть Стамбул.
— Ну да, — улыбается Дживан. — Тридцать
тысяч турок грустили со мной.
— У каждого своя грусть, — роняю я.
— Ты прав...
— Но у нас еще и общая, национальная.
— Это судьба, — говорит он. — Это
судьба, — повторяет, — а если судьба, никуда не денешься.
Вот на что не знаю ответа: печаль — это
что, сумма тысяч и тысяч грустей? Или самодостаточна без слагаемых чувств?
— Туркам, небось, интересно слушать
армянина.
—
Знаешь, они в нашем дудуке находили и свои мелодии.
Тут я промолчал, хотя и просилось: одно
Армянское нагорье на нас, однако ж горе-горюшко разное.
Собирались о пирах разговаривать, но
видите, как получается. Я не задаю вопросов, диктофон крутится вхолостую.
— И итальянцы очень понимали, и немцы, и
японцы, и арабы, и англичане. Дудук человечен.
Конечно, так. Конечно же.
— Слушай, давай подробнее о Стамбуле.
— Да я туда скоро снова собираюсь, намечена
запись с турецким ансамблем народных инструментов.
— Это как?
— Ансамбль, допустим, исполняет турецкую
национальную музыку, потом вступает дудук с армянским дыханием.
— Интересно, интересно...
— Или оркестр играет армянскую музыку, а
я веду соло — турецкую. Импровизирую.
— Теперь понял. Вроде диалога: они —
свое, ты — наше, они — наше, ты — их. Занятно.
— У меня приятное сотрудничество с
Лайонелом Ричи, бывшим солистом группы «Коммодорс», струнным квартетом из
Сан-Франциско «Кронос», лондонцем Питером Габриэлом, в свое время основавшим
культовую группу «Генезис», артистом Андреасом из Швейцарии, миланским
композитором Людвиком, итальянским кларнетистом Луиджи...
— Не торопи, — прерываю собеседника, — дай
записать имена.
— Ты главное имя запиши: Эдик Саркисян
из Лос-Анджелеса, мой близкий друг, который подал руку, когда я очутился там с
двадцатью центами в кармане. Денежки погорели в Сбербанке, и я уехал в США на
заработки. Играл в ресторане.
—
Армянском?
— Американском. И жил у Эдика дома.
Дудук и немного нервно
Давненько сложилось у меня впечатление,
что армяне покидают родину, чтобы тосковать по ней. Американцы тоже с
удовольствием ходили на дудук. Им-то что? Обуты, одеты, и нос в табаке.
Выходит, душа просит сострадания.
— Может, тебе неприятно, но расскажи про
смерть того старца за столом.
— А-а. Этот старик во Фресно выступил со
сцены, рассказал, как едва спасся в 1915 году от турецкого ятагана в Ване,
потом попросил меня сыграть «Дле яман». Я исполнил... После торжественной части
за кулисами накрыли стол — хлеба откушать. Были там и старик со своею старухой,
и незабвенный Уильям Сароян. Только приступили к трапезе, старик привстал с
места: сынок, сказал он, сынок, сыграй-ка еще раз «Дле яман». Я взял в руки
дудук и потянул «Дле яман». Не успел отложить инструмент, а старик вдруг
уткнулся лицом в посуду. «Вай, — запричитала жена, — он умер, мой Петрос,
вай-вай, зачем я сюда пришла, чтоб нога моя сломалась!»
— А Сароян что?
— Сароян нахмурился, потом громко
проговорил: «Дживан, твоя молитва на дудуке убила этого человека. Счастливый!
Он отправился в тот мир под молитву!». Всё.
Не согласен
Несогласие в следующем: Дживан Гаспарян
считает, что ансамбль дудукистов совсем даже неплохо звучит. Помнишь, сказал
он, как нашего друга хоронили? Двадцать дудуков я привел, чтобы оплакать его.
— Много дудуков, — выдавливаю я из себя
осторожненько, чтобы собеседника не обидеть, — это как толпа, правда,
одноголосая. А соло — это искусство, музыкальная инкрустация исстрадавшейся
души.
Что он ответил? Не помню, не знаю.
Диктофон отключился, и глаза застлала картина того скорбного дня, когда
двадцать дудуков из Лори, Ширака, Арарата, из Еревана, наконец, оплакивали уход
в небытие замечательной личности.
Каменное ли сердце у каменного человека?
Не смейтесь, пожалуйста. Вы когда-нибудь
задумывались, о чем думает роденовский «Мыслитель»? Он слушает дудук.
Однажды давным-давно в ленинаканском
ресторане я расспрашивал о дудуке Шарля Азнавура. Он сказал, что парижанам
дудук не знаком, что там другой мир звуков.
— Жалко, что в Париже не знают дудук.
— Жалко, — кивнул он.
Возвращение к прологу
Звук — литой, плотный, тембр мягкий.
Зурна — она инструмент уличный, для толпы и сборищ. Она направлена вовне, ибо
криклива, если не сказать визглива и истерична.
— У зурны совсем-совсем другая
психология, — снисходительно произносит мастер Дживан Гаспарян. — А дудук
камерен, он как бы для внутреннего пользования, интимен, если угодно. Потому и
Сарояну моя игра на дудуке напомнила молитву.
— Женщинам дудук подвластен?
Маэстро смеется:
— В какой-то степени. Но не то, не то.
Вообще дудук — инструмент изначально
застольный. Пили под дудук, пили, печалились и веселились.
— А под Новый год исполнишь что-нибудь
опять невеселое?
— Отчего же? Можно и радостное.
— На холоде, — спрашиваю невпопад, —
дудук деревенеет?
— Скажешь же, — смеется он. — Пальцы
деревенеют, случается.
— Играешь на свадьбах?
— Знаешь ведь, что нет, зачем
спрашиваешь?
— Для читателя стараюсь... Первый
учитель, Маркар, подарил тебе дудук. А ты сам-то даришь?
— Часто. Сарояну тоже дарил.
Сароян. Тема для дудука
— Несколько дудуков я ему подарил,
хороший был человек.
— А прозаик — просто великолепный.
— Из своего Фресно писал ереванскому
поэту: «Рачик-джан, по утрам я смотрю на дживановские дудуки, они — на меня, но
мои уста немы, они не умеют играть».
«Зато перо творило так, что уместно
переложить на музыку для дудука», — подумал я, а вслух попросил:
— Давай вспомним что-нибудь забавное.
— Однажды после моего сольного концерта
за кулисы пришли Хачатурян и Ростропович. Арам Ильич высказался тепло о
выступлении, познакомил с известным виолончелистом, поинтересовался планами. Я
возьми и ляпни сдуру: в Париж меня пригласили, ЮНЕСКО празднует какую-то дату.
Немного позже поехал в Москву, чтобы
лететь во Францию. А мне «Союзконцерт» отвечает: «Извините, но нам велено
переиграть. Вместо вас поедет Ростропович». Рассказывали, что Ростропович
звонил аж самому Громыко, предлагая себя.
— Разве это смешно?
— Послушай дальше. Ростропович тогда
уехал в Париж и больше не вернулся в СССР! Совсем другое дело, верно?
Виолончель перебил голос дудука. Дудук
же камерный, вежливый, деликатный. И очень ранимый.
Про часть репертуара. Почти без комментариев
Вот названия некоторых армянских
народных мелодий, исполняемых знаменитым дудукистом Дживаном Гаспаряном:
«Повеяло прохладой», «Братец-охотник», «Эй, дорогая», «Я в этом мире вздоха не
издам», «Пахарь», «Мой маленький цветник»... Это все понятно. А «Дле яман» —
мелодия, вызвавшая разрыв сердца у армянского старца в Калифорнии, — это
название непереводимо. Никому не под силу перевести короткие два слова, два
восклицания, два горьких вздоха, два упрека, два сожаления о том, что было и
никогда не повторится. В общем, об армянской судьбе, о том, что на лбу написано
и еще не прочитано, ибо не поддается прочтению.
А иные говорят, что дудук знали в
древнем Китае, а другие возражают, что абрикос был известен в древнейшей
Армении, третьи вспомнят про Парфию и Рим и будут по-своему правы.
Как бы то ни было, в звуках армянского
дудука спрессованы страсти и думы тысячелетий. Не в том смысле, что духовой
инструмент поставляет слушателям музыкальные брикеты, сжатые донельзя эмоции
минувших эпох. Нет и трижды нет. В мелодиях этого уникальнейшего инструмента
слышны ликование храброго римского легионера, перебор четок парфянского
мудреца, тревожное ожидание армянина... Прохладная струя трезвого разума и горячечный
бред опьяненного любовью сердца.
Если бы у нас не было дудука, то его
надо было придумать. Повторяю: если бы у армян не было дудука, то его
НЕОБХОДИМО было придумать.
Иосиф ВЕРДИЯН, наш соб. корр., Ереван
==============================================================
В Москве впервые
выступает сводный международный оркестр Дживана Гаспаряна
Дмитрий Ухов
http://ej.ru/013/life/art/03gasparian/
Столичный Большой
театр видел много разной экзотики: в свое время там регулярно проводились
«декады национальных культур» — как «братских народов СССР», так и
«дружественных стран», например, Индии. 8 апреля знаменитый армянский музыкант
Дживан Гаспарян представляет не только своих не менее именитых коллег со всего
мира, но и впервые показывает специально сочиненную сюиту на темы музыки
народов мира.
73-летний профессор Ереванской
консерватории Дживан Гаспарян поет и играет на старинных духовых инструментах —
дудуке и зурне. В рассказах о нем, как и о любой яркой личности, вымысла не
меньше, чем исторических фактов.
Например,
неправда, что в завораживающе медленных наигрышах дудука отражается история
одного только армянского народа. Да, дудук делается из абрикосового дерева,
растущего в Армении, и на ученой латыни называется prunus armeniaca —
«армянская слива». Но, во-первых, дудук вот уже несколько столетий
распространен в Азербайджане и Турции, куда Гаспаряна многократно приглашали —
и уроки давать, и выступать на большом фестивале в Стамбуле. А во-вторых, дудук
— изначально свадебный инструмент. И наигрыши, что со стороны кажутся неизбывно
печальными, на самом деле передают то же любовное томление, что и Вагнер в
«Тристане и Изольде».
Вот и название первой пластинки Гаспаряна,
получившей известность на Западе в конце 80-х, «Я не буду грустить в этом мире»
воспринималось как отзвук землетрясения в Спитаке, но на самом деле это строчка
кавказского барда Саят-Новы, которая продолжается так: «Если у меня будешь ты».
Гаспарян любит вспомнить, как сразу после
войны он, тогда еще совсем юный дудукист, в составе армянской делегации
выступал в Кремле перед товарищем Сталиным и так понравился вождю народов, что
тот по-царски одарил его — часами. Это правда, но не вся: в те голодные
послевоенные годы подарок вождя пришлось то ли обменять на продукты, то ли
просто продать.
Рассказывают, что от игры Гаспаряна у
одного армянина в Калифорнии разорвалось сердце. Правда в том, что это был
очень старый человек и что умер он, когда Гаспарян после совместного обеда с
ним и знаменитым писателем Уильямом Сарояном взял свой инструмент. «Счастливый
человек, — сказал тогда Сароян, — он умер под звуки дудука».
Правда, что счет разных голливудских
блокбастеров, которым дудук Гаспаряна придает характерный ориентально-мистический
колорит, идет уже на десятки: «Русский дом» и «Онегин», «Ворон» и «Гладиатор».
Правда и то, что мода на дудук началась с «Последнего искушения Христа». Но на
альбоме Питера Гэбриела Passion, включающем и готовый саундтрэк к фильму
Мартина Скорсезе, и исходный фольклорный материал, записана игра не самого
Гаспаряна, а одного из его учеников.
Тот же Гэбриел, выдающийся рок-певец и
впоследствии основатель крупнейшей организации, поддерживающей традиционную
культуру народов третьего мира, — WOMAD, сосватал Гаспаряна своему канадскому
единомышленнику Майклу Бруку. Техноэлектронный альбом Брука Black Rock открыл
Гаспаряна поколению 90-х.
И теперь негромкий, лиричный дудук
Гаспаряна собирает стадионы, как в августе прошлого года в Ереване. Правда,
вместе с его ансамблем дудуков выступают звезды мировой музыки, включая того же
Майкла Брука.
Вообще превращение уличных бардов и
наследников этнических профессиональных традиций в поп-звезд, собственно,
началось на рубеже 80-х и 90-х годов, когда стали популярными песни
израильтянки Офры Хаза и лапландки Мари Бойне, инструментальные наигрыши
африканца Тумани Диабате и армянина Дживана Гаспаряна. Этот феномен был
предсказан еще в 50-е годы композитором Артуром Онеггером, писавшим о тогдашнем
авангарде: «Наглотавшись серной кислоты, люди будут глотать спасительный
сироп». Но никто не мог предсказать, что этим «сиропом» станет не столько даже
подлинная этническая музыка, сколько воображаемый фольклор — некий общий
знаменатель, объединяющий всю музыку мира.
До середины 60-х, однако, поиски единого
музыкального языка, который так или иначе должен был появиться в нашем
динамичном мире, приводили лишь к очередной моде на музыкальную экзотику.
Получаться стало только тогда, когда роль посредников взяли на себя джазовые
импровизаторы — в частности, американец Тони Скотт с «Музыкой для
дзен-медитации» и швейцарский пианист Георг Грунтц с его «Полднем в Тунисе».
Ведь именно джаз, так же как и любой музыкальный фольклор и большинство
классических восточных традиций — от индийской раги до азербайджанского мугама,
обходится без нот.
У нас до сих пор не было возможности
узнать, что в конце концов получилось из симбиоза мировых музыкальных традиций.
(Не считая фестиваля этнического джаза, который прошел в Абакане в конце 80-х.)
После того как в августе прошлого года Дживану Гаспаряну аплодировал
шеститысячный Дворец спорта в Ереване, решено было повторить однодневный
фестиваль друзей и коллег Гаспаряна со всего мира в Москве. Так что и мы теперь
сможем познакомиться с музыкой «глобальной деревни».
==================================================================================
Самыми яркими и запомнившимися
музыкальными событиями 2001 года стали выступления в Москве и Санкт-Петербурге всемирно
известного армянского музыканта Дживана Гаспаряна и его ансамбля. Впервые
выступление маэстро в нашем городе состоялось весной этого же года. На всех
концертах залы были переполнены: пришли самые страстные меломаны, немалую часть
публики составили представители армянской диаспоры, некоторые привели с собой
маленьких детей. И вот новая встреча 2002 года в программе „Дживан Гаспарян и
виртуозы мира“.
Сегодня имя Гаспаряна хорошо
знают в Европе, Азии, Америке — и произошло это благодаря маленькой волшебной
дудочке под названием дудук. Именно Гаспарян открыл миру всю глубину и
невероятную красоту звука этого удивительного инструмента. По мнению Гаспаряна,
в проникновенных мелодиях дудука кроется вся многовековая история его народа.
Действительно, дудук занимает особое место в контексте армянской музыкальной
культуры.
Уходящая своими корнями в глубь
веков армянская музыка является одной из древнейших и бережно сохраняет свои
традиции. Так как Армения расположена на перекрестке больших дорог, которые соединяют
Восток с Западом и Север с Югом, художественные вкусы и идеалы зарождались и
развивались на стыке двух миров, в условиях активного взаимодействия исконно
армянской, восточной, в частности сирийской, и западной византийской культурных
традиций. Армянская музыка прокладывала себе дорогу, черпая из этих источников,
а исполнители в своем творчестве постоянно стремились к органическому синтезу
восточной красочности и глубокой эмоциональности с западным чувством меры и
логикой композиции.
Армянские мыслители ХI–ХII веков в своих трудах по музыкальной эстетике и теории музыки выделяли
такой аспект, как „бестелесная“ музыкальная интонация, таящаяся в душе
человека. Воплощаясь в звуки, она обнаруживает себя в пении или в игре. Их живо
интересовали вопросы о физических свойствах звука и об условиях, при которых он
приобретает качество выразительного музыкального тона, об отношении музыки к
душе и к духовному миру человека и, наконец, о лечении больных посредством
музыки.
Душой армянской народной музыки,
несомненно, является дудук, ведь никакой другой инструмент не в состоянии так
передавать чувства и эмоции. Этот язычковый деревянный духовой инструмент
появился еще за тысячу лет до нашей эры, а первые письменные упоминания о нем
относятся к III веку н. э.
Изготовляют дудук чаще всего из абрикосового дерева. Звук образуется от
вибрации двух тростниковых пластинок, которые начинают колебаться под действием
вдуваемого воздуха. На верхней стороне инструмента имеется семь отверстий, и
еще одно — на обратной стороне. Напев дудука светлый, задушевный и хрустально
чистый; мелодия кажется простой и прозрачной, как слеза, удивительно нежной и
теплой. Звучание этого инструмента дает поразительный эффект: в воображении
возникают горы, по которым проносится легкое дуновение ветра; или создается
впечатление, что тебя окружает гулкое пространство храма,— и ты испытываешь
невыразимую гамму чувств от застигнувшего тебя врасплох великолепия. У себя на
родине дудук прочно вошел в повседневную жизнь. Без него невозможно представить
ни один праздник, будь то день рождения, застолье или свадьба, на которых
исполняются шуточные песни и танцевальные мелодии, но тогда к дудуку
присоединяются другие инструменты — кеманча (струнный инструмент), канон
(аналог гуслей), доол (барабан).
Хоть раз услышавшему голос дудука
уже невозможно его забыть. Но даже самый совершенный инструмент ничто без
исполнителя. Дудукист-виртуоз Дживан Гаспарян уже сегодня является живой
легендой мировой музыки. Так, впервые прослушав пластинку Гаспаряна, Брайан Ино
пришел в полной восторг: „Без сомнения, это одна из самых красивых и
одухотворенных записей, которые я когда-либо слышал!“— заявил музыкант. Между
прочим, игра на незатейливом с виду дудуке, диапазон которого всего полторы
октавы, требует очень сложной техники беспрерывного дыхания. И Гаспарян владеет
ею в совершенстве.
С давних времен в армянском языке
существует понятие „дам“— „бесконечный звук“. Он создается духовыми
инструментами (в том числе и дудуком), на которых играют без смены дыхания, при
этом звуковые волны распространяются на большие расстояния. Протяженность
звучания, дающая как исполнителю, так и слушателю возможность для особого
духовного сосредоточения, становится важнейшим компонентом музыки Дживана
Гаспаряна. „Это не игра, а молитва“,— так охарактеризовал ее известный
американский писатель Уильям Сароян.
Традиционно музыка для дудука
исполняется двумя, реже тремя дудукистами. Главный дудук ведет сольную партию,
в то время как другой — дамкаш — используя особый способ беспрерывного
звукоизвлечения, обеспечивает специфическое остинатное звучание основных
ступеней лада, что создает своеобразный колористический фон для мелодии
солирующего дудукиста или певца. Рождается неповторимое ощущение покоя и
умиротворенности. На гастролях Дживану Гаспаряну обычно аккомпанируют еще два
исполнителя на дудуках, передающие весь богатейший спектр звучания этого
удивительного инструмента (сопрано, тенор, баритон и бас). Все музыканты
ансамбля Гаспаряна не просто преданные энтузиасты, но и профессионалы самого высокого
класса — они блестяще демонстрируют это на концертах, исполняя сольные пьесы
для кеманчи, канона и доола.
Конечно, слава далеко не сразу
пришла к ныне убеленному благородными сединами Дживану Гаспаряну. Он родился в
1928 году в деревне Солаг, недалеко от Еревана. С шести лет он начал играть на
дудуке. Но хороший инструмент в магазине не купишь, поэтому мечтой мальчика
было приобрести „настоящий“ дудук у мастера-дудукиста. Чтобы накопить денег,
пришлось сдавать бутылки. Много месяцев Дживан тренировался на инструменте
мастера и, наконец, осмелился сыграть перед ним. И когда мастер послушал его
игру, то не только подарил ему заветный дудук, но и дал свое благословление.
Всю жизнь Гаспарян играл на этом дудуке. Правда, совсем недавно у него появился
второй дудук — на полтона ниже. Надо сказать, что помимо дудука, маэстро
прекрасно играет на флейте, кларнете и зурне. В его репертуар входят в первую
очередь старинные армянские народные мелодии, аранжировки традиционных тем, а
также тем из произведений композиторов Комитаса, Саят-Новы и других. Кроме
того, он сам пишет музыку и хорошо известен как певец, часто исполняющий песни
на стихи Вагана Терьяна и на собственные тексты.
Творческая карьера Дживана
Гаспаряна начиналась в заслуженном коллективе Ансамбля песни и пляски им.
Татула Алтуняна. Молодого музыканта заметили; он стал лауреатом многочисленных
всесоюзных и международных конкурсов. Но только в 1973 году Гаспарян был
удостоен звания Народного артиста Армении, а в 1980-м завоевал свою первую
Золотую медаль на IV
Международном фестивале ЮНЕСКО, теперь у него их уже четыре. Будучи профессором
Ереванской консерватории, Дживан Гаспарян подготовил более восьмидесяти
профессиональных исполнителей на дудуке. Преподавание приносит ему истинное
наслаждение — благодаря его усилиям сохраняются традиции игры на дудуке.
Музыкант с неизменным успехом гастролирует в Европе, Азии и на Ближнем Востоке.
Его альбом песен и баллад под названием „Я не буду печален в этом мире“ („I will not be sad in this world“; All Saints ASCD06, 1989), посвященный жертвам землетрясения в Армении, принес мастеру
мировое признание.
Непревзойденный
музыкант-мультиинструменталист и композитор, Дживан Гаспарян также успешно
работает в кинематографе. На его счету саундтреки к 17-ти картинам. Он участвовал
в создании музыки к фильмам Фреда Скепизи „Русский Дом“ (1990), Атома Эгояна
„Календарь“ (1992), Алекса Тройаса „Ворон“ (1994), Марты Файнс „Онегин“ (1999),
а также к оскароносному фильму Ридли Скотта „Гладиатор“ (2000), отмеченному
наградой „Золотой глобус“ за лучшую музыку. „Я думаю, что он один из самых
поразительных музыкантов мира,— говорит композитор Ханс Циммер, сочинивший
музыку к “Гладиатору”.— Он создает единственное в своем роде уникальное
звучание, которое сразу же западает в память“.
Неустанно пропагандирующий
армянскую народную музыку Дживан Гаспарян столь же блестяще может выступить с
„Кронос-квартетом“ или Ереванским, Венским, Лос-Анджелесским, Бостонским и
прочими европейскими и американскими филармоническими оркестрами. Сферы его
творчества столь обширны, что остается только восхищаться многогранным талантом
и поразительной энергией этого человека. Он делал записи вместе с Питером
Габриэлом, Майклом Бруком, Брайаном Ино, Андреасом Волленвейдером, с
соул-певцом Лайонэлом Ричи. И даже с петербургским музыкантом Борисом
Гребенщиковым он записал песню „Северный цвет“ для альбома „Сестра Хаос“.
Дживан Гаспарян может играть с
любым составом исполнителей. Он считает, что сегодня профессиональный музыкант
должен знать музыку во всем разнообразии, будь то эстрада, рок, джаз, классика.
Чужая гармония его нисколько не стесняет, ведь главное в творчестве —
импровизация. А когда он импровизирует, возникает такое впечатление, что он сам
написал эту музыку, настолько она ему близка.
Гаспарян не скрывает свою любовь к
музыкальным экспериментам и всегда готов участвовать в них. Свидетельством тому
стал концерт „Дживан Гаспарян и виртуозы мира“. Конечно, „виртуозы“ громко
сказано. Это его хорошие друзья, причем, замечательные музыканты: фольклорист,
певец и кларнетист Сергей Старостин, итальянский композитор, пианист Людовико
Эйнауди, ученик знаменитого авангардиста Лючано Берио, его соотечественник —
кларнетист и саксофонист-экспериментатор Луиджи Чинкве. Из Франции прибыли
авангардный джаз-роковый гитарист Патрис Мейер и саксофонист Дидье Малерб —
участник легендарной психоделической группы „Gong“. Из Израиля был приглашен обладатель редкого
голоса, контратенор Эмиль Зрихан, исполняющий старинные духовные гимны евреев,
выходцев из Испании, а также арабскую любовную лирику. Впервые Дживан Гаспарян
выступил с этим коллективом еще летом 2001 года на праздновании 1700-летия
христианства в Армении. Что же касается концерта в Петербурге, то музыка
получилась весьма необычная — все импровизировали, кто как мог. В результате
происходило нечто, напоминающее по стилю нью-эйдж. Впрочем, дудук Гаспаряна
изысканно выделялся на этом разнородном фоне и доставил публике, как всегда,
большое удовольствие.
Дживана Гаспаряна, уже в течение
многих лет неизменно собирающего полные концертные залы, часто спрашивают, в
чем секрет его музыки? И когда он отвечает, что никакого секрета нет, он
нисколько не лукавит. Его совет таков: нужно просто уметь слушать себя и
окружающую природу, поскольку музыка вездесуща. По признанию Гаспаряна, когда у
него плохое настроение, он всегда находит спасение в другом мире — мире музыки.
Вполне закономерно, что благодаря таким творческим личностям, как Дживан
Гаспарян, во всем мире сейчас растет интерес к этнической музыке, к ее вековым
традициям. Процесс расширения культурного горизонта легко объясним: народная
музыка столь же современна, как и та, которая сочиняется сегодня.
Формировавашаяся на протяжении тысячелетий мировая музыкальная культура вобрала
в себя опыт и отдельных народов, и всего человечества в целом, а это — истинные
ценности. И на концертах Гаспаряна предоставляется редкая возможность отдохнуть
душой.
Юрий Коненко