Махэлиа  Джэксон
   Большинство критиков считают Махелию Джексон самой великой певицей госпел всех времён. Её популярность, несмотря на расовые предрассудки, не знает границ. Первая суперзвезда госпел, даже десятилетия после смерти, она остаётся для множества слушателей символом власти музыки над душами людей, а необычайно выразительное контральто продолжает вдохновлять последующие поколения вокалистов.

Махелия Джексон родилась 26 октября 1911 на Вотер Стрит в Новом Орлеансе, штат Луизиана. Махелия была третьим из шести детей Чариты Кларк и Джонни Джексон. Глава большого семейства работал портовым грузчиком днем и парикмахером вечером. Но по воскресеньям он становился проповедником, особо уважаемым человеком в негритянской общине. Джонни сумел передать Махелии чувство достоинства и уверенность в себе, а его воскресные проповеди укрепили её дух. Торжествующее пение евангелия (госпел): ''Swing Low, Sweet Chariot'', ''Oh, What a Friend We Have in Jesus'' было источником её вдохновения. С раннего детства Махелия наслаждалась церковной хоровой музыкой в церкви Plymouth Rock Baptist, к которой принадлежало её семейство. Махелия начала петь в раннем возрасте. В четыре года она уже пела в молодёжном хоре церкви Mt. Moriah Baptist. Бесси Смит, Ма Раней и Энрико Карузо были любимыми исполнителями семьи Джексон. В пятилетнем возрасте Махелия пережила смерть матери, и вместе с десятилетним братом Питером переехала жить к тете Пауле. Четверо других детей Джексон приютили сестры покойной матери.

Маленькая Махелия хотела стать медсестрой. В семь лет она помогала Бесси, самой молодой сестре матери, со случайными заработками за два доллара в неделю. Так описывает Махелия этот период: "Когда взрослые уходили из дома и я драила полы, я включала записи Бесси Смит и работалось быстрее". "Careless Love" Бесси Смит была её любимой эаписью. Записей госпел в то время ещё не существовало. Хотя Махелия никогда не исполняла джаз, "королева блюза" оказала на неё сильнейшее влияние. Позже она объясняла: "Блюз приятно слушать – это песня отчаяния. Госпел принадлежит Б-у – это песня надежды. Вспомните Давида из Библии: "Пойте громко и радостно Б-у". Я пользуюсь его советом. Происхождение госпел и блюза близко, однако блюз трогает только сердце, а госпел наполняет его божественными чувствами любви, умиротворения и радости".

В тринадцатилетнем возрасте Махелия оставила воьмой класс школы чтобы , работая по десять часов в день прачкой, заработать себе на жизнь. К подростковому возрасту её уникальный вокальный стиль был полностью сформирован, объединяя глубокое звучание, динамичный ритм и выразительную блюзовую фразировку.

Поворотным моментом в жизни Махелии был переезд в 1927 году, вопреки желанию тети Паулы, к тете Хане в Чикаго. Работая прачкой и медсестрой в шестнадцать лет, она всё ёще тяжело зарабатывала на жизнь. Через несколько месяцев после переезда в Чикаго, Махелия стала солисткой хора Johnson Brothers в баптистской церкви Greater Salem Baptist Church. На первой для Махелии репетиции её услышал директор хора и, под впечатлением услышанного, назначил солисткой. Johnson Brothers – это группа под руководством трёх сыновей пастора Джонсона была, возможно, первая профессиональная группа госпел, которая пела Чикагскую церковную музыку. Они даже исполняли ряд музыкальных драм, написанных ими самими, в которых Махелия Джексон исполняла ведущую роль. Роберт и Принц Джонсон помогли Махелии сформироваться во время Великой Депрессии.

Её карьера началась с выступления в развлекательной радиопередаче Studs Terkel. В середине тридцатых годов хор Johnson Brothers распался и Джексон начала свою соло карьеру в сопровождении пианиста Эвелин Гай. По рекомендации почитателей, слышавших её голос в различных представлениях, в 1932 году Махелия изяла первый и последний урок пения из-за того, что преподаватель раскритиковал её стиль пения.

Начало тридцатых годов было расцветом музыки госпел. Махелия была официальной солисткой при National Baptist Convention (самой большой негритянской религиозной организации), и зарабатывала деньги пением на похоронах, в церкви и на политических собраниях. Махелия восклицала: ''Хвала Б-у не нуждается ни в каком микрофоне, только откройте окна и двери и позвольте звуку выливаться наружу''. А в заключение: ''Я посвящена Б-у! Я спасена в десятилетнем возрасте тем, что не пела джаз и блюз".

В двадцать лет Махелия заработала двадцать пять долларов при первой грамзаписи. В 1935 году она познакомилась с Исааком Хокенхал, дипломированным специалистом Fisk University и Tuskegee Institute, Позже они поженились. Муж был старше Махелии на десять лет. В 1941 году брак закончился разводом. Детей от этого брака у них небыло.

В 1937 году она встретила профессора Томаса A.Дорсей – автора многих песен госпел и в том числе "Precious Lord". Томас A.Дорсей, известный как "отец музыки госпел", стал её наставником и издателем. Он написал свыше 400 песен госпел, которые Джексон помогла ему популяризировать. Именно в это время она поклялась петь только музыку госпел. (Томас A.Дорсей посвятил ''Peace in the Valley'' её памяти). Популярность Махелии Джексон на Среднем Западе быстро росла, и в 1937 году она стала первым исполнителем госпел в фирме Decca, сделав четыре записи в сопровождении пианиста и органиста Эстел Аллен. Любопытно, что ни на одной из записей, сделанных в течение сеанса 21 мая, не присутствовал Томас A.Дорсей, с которым она уже была творчески связана. В это время Decca выпускает сингл ''God's Gonna Separate the Wheat From the Tares'', но продажа шла скромно, что привело к перерыву в записях.

В 1939 году по окончании курса косметолога Махелия открыла косметический салон под названием ''Mahalia's Beauty Salon'' и цветочный магазин ''Mahalia's House of Flowers''. Между тем музыкальная карьера Mахелии Джексон продолжает длительный подъём: она начала давать концерты в таких отдалённых городах, как Бафоло, Нью Орлеан и Бирмингем. Неподрожаемый голос, обояние и темперамент певицы получили признание.

В начале сороковых годов растет популярность госпел в Америке, и Махелия на этой волне увеличивает активность в новом виде искусства. В 1946 году Джексон подписала контракт с Аполло Рекордс, хотя её отношения с фирмой зачастую были напряженными. Первые записи, включая "I Want to Rest" и "He Knows My Heart", прошли настолько плохо, что фирма, практически, не допустила их к продаже. Последующие же записи, такие как сингл W. Herbert Brewster's "Move on Up a Little Higher", сделанная по настоянию режиссера Арта Фримана 12 сентября 1947 года, стал самым продаваемым госпел всех времён. Он продавался в таких больших количествах (1 000 000), что магазины не могли удовлетворить спрос. Внезапно Махелия Джексон стала суперзвездой: начиная с 1950 года она постоянный гость телесерии Studs Terkel's Chicago, кумир белых интеллектуалов и критиков джаза. А кумиром она стала, в значительной степени, благодаря её схожести с Бесси Смит.

В некоторых записях для фирмы Аполло Рекорд впервые в музыке госпел был использован орган ''Hammond'' вместо обычного одинокого фортепиано. Мягкий простой фон органа и медленные темпы позволяли лучше выделить несравненный голос певицы, вибрато и легкие изгибы её голоса. В выступлениях в сопровождении пианиста Милдред Фалс, органиста Ральфа Джонс а также белого квартета во главе с музыкальным директором Джеком Халлораном певица проявилась как истинная звезда, чрезвычайно популярная у белого зрителя. Пение с группой Халлоран отодвинуло её далеко от традиционного госпел к странному гибриду – смеси сентиментальной салонной музыки и госпел.

В 1950 году Махелия Джексон была приглашена в шоу "Ed Sullivan Show". В этот период, исполняя госпел, она зарабатывала 50000$ в год. 4 октября 1950 года певица первый раз пела в Карнеги Холл в Нью Йорке и побила все рекорды посещаемости. Увлечённые газетные критики дали превосходные рецензии на её выступление. Первое Европейское турне Махелия вынуждена была досрочно прекратить в Бордо из-за сильного изнеможения.

В 1952 году её запись "I Can Put My Trust in Jesus" выиграла приз Французской Академии, и в завершение успешного тура по Европе исполненная ею "Silent Night" стала одной из необычайно побьзующихся спросом записей в истории Норвегии и Дании. Махелия посетила Францию, Англию, Голландию, Бельгию и Данию.

В1954, благодаря ошеломляющему успеху, певица начала вести собственную еженедельную радио-передачу на CBS – первая программа такого рода, передающая божественный госпел по эфиру США. Более 80 записей, достойно входящих в ряд выдающихся госпел всех времён, были сделаны Махелией за восемь лет сотрудничества с Аполло Рекорд.

В том же 1954 году Махелия Джексон подписала контракт с фирмой Колумбия Рекордс на запись 40 госпел, которые начала с простых песен, таких как "Rusty Old Halo". Часть госпел она сочинила сама. Фирма настаивала на большом количестве записей с оркестром и хором, что пользовалось спросом у покупателей, но вызывало недовольство певицы и трения с Колумбия Рекордс. В 1955 программа Махелии Джексон на радио стала местной телевизионной программой в Чикаго, которую любили критики.

Певица была глубоко религиозным человеком. Перед каждым выступлением она уединялась на короткое время, объясняя это так: "Я читаю отрывки из Библии для сбора внутренних сил, в которых остро нуждаюсь". Её любимая цитата из Библии была: "Делайте радостный шум Господу по всей земле" (из псалма 66). Махелия воспринимала этот псалм как свою миссию на земле. Она принимает участие во всех заметных теле-шоу в США и даёт концерты во многих городах страны.

Однако с успехом Махелии Джексон пришла неизбежная обратная реакция – пуристы порицали популярность её музыки, а из-за растущей известности цена на её выступления настолько выросла, что к концу пятидесятых никакие "черные" церкви не могли позволить себе пригласить её.

В том же 1955 году кинорежиссер Jules Schwerin, покоренный пением Махелии Джексон, задумал снять документальный фильм о её жизни и творчестве. Несмотря на печально известное упрямство певицы, ему удалось убедить её помочь в создании фильма и она даже привезла режиссёра в окрестности Нового Орлеана, где прошли годы её детства. Бедность и неуверенность в завтрашнем дне оставили тяжелый след и повлияли на характер певицы. Зачастую, уже в зрелом возрасте, получая оплату за выступление только наличными, она уходила с концерта с 5000$, спрятанными в бюстгалтере. Jules Schwerin рассказывает, что из-за своей прижимистости певица уволила своего постоянного аккомпаниатора Милдред Фалс за то, что тот просил о првышении заработка до 300$ в неделю в то время, как она зарабатывала до 7000$ за ночь.

Летом 1957 года Махелия Джексон впервые выступила на Ньюпортском фестивале джаза. После двухлетних уговоров певица приняла предложение фирмы Колумбия Рекордс и в феврале 1958 года сделала запись с оркестром Дюка Эллингтона. Впечатлённая монументальной сюитой о истории американских негров "Black Brown and Beige", впервые записанной Дюком Эллингтоном в 1944 году, Махелия написала слова к инструментальной пьесе "Come Sunday". Исполнение ею этого произведения столо эталоном, и Дюк Эллингтон включил её в один из концертов "Духовной музыки" – "Secret Concert". Кроме того, в заключение сюиты "Black Brown and Beige" певица исполняет псалм в сопровождении очень скромного аккомпанимента.

В 1958 году Махелия Джексон приняла участие в съемках фильма "Imitation of Life".

Вторичное торжествующее появление певицы на Ньюпортском фестивале джаза летом 1958 года укрепило её авторитет среди музыкальных критиков. Она выступала в сопровождении Милдред Фалс (фортепиано), Лайлтон Мичел (орган) и Том Брайант (контрабас). Наряду с традиционной музыкой Махелия исполнила популярные песни: "Didn't It Rain", "Keep Your Hand on the Plow".

Между тем записи, сделанные в этот период, продолжали отодвигать певицу всё дальше от её основной аудитории. Чувство импровизации стало менее характерно для её выступлений, а простота и динамичность уступили место медленным ритмам и длинным фразам, зажигательное пение перешло в маловыразительные арии, а синкопирование в ритмичную пульсацию, стимулируемую телодвижениями.

В 1960 году Махелия Джексон выступила на праздничной церемонии в честь избрания президента Кеннеди. Президент Кеннеди пожал ей руку.

Ирвин Тоунсенд, продюсер многочисленных записей Махелии Джексон на студии Колумбия Рекордс, вспоминает, что, когда фирма решила записать целую пластинку гимнов в сопровождении большого оркестра, Махелия за несколько месяцев до этого волновалась и твердила, что она не "оперная певица" – ведь это должна быть её первая запись с симфоническим оркестром. Но, вопреки волнениям, запись проходила так хорошо, что после каждого прогона (пробы), музыканты стучали смычками, выражая таким образом своё восхищение певице. Аранжжировки музыкального руководителя оркестра Перси Файз вдохновляли её петь, как никогда ранее. Любимым гимном Махелии был "Just As I Am". Запись была сделана 21 и 22 февраля 1960 года, а следующее воскресенье она провела в постели с простудой. "Но я послушала нашу запись накануне и для меня это было как-будто я побывала в церкви".

Махелия Джексон покорила публику на четырёх континентах. Четыре раза переполненный Корнеги Холл рукоплескал ей. Четыре президента слушали её: Труман, Эйзенхауэр, Кеннеди и Джонсон.

Довелось петь певице и на похоронах президентов: Дж.Кеннеди, Рузвельта, Трумана, Эйзенхауэра и Джонсона.

Махелия также была приглашена в Японию и выступала перед императором Хирохито на его семидесятилетии.

В период шестидесятых Джексон была сторонником и доверенным лицом доктора Мартина Лютера Кинга. 28 августа 1963 года в Вашингтоне перед известной речью Мартина Лютера Кинга "Я имею мечту" Махелия пела песню "I've Been Buked and I've Been Scorned". Активная деятельность певицы в борьбе за гражданские права закончилась после убийства Мартина Лютера Кинга и братьев Кеннеди. 9 апреля 1968 года она пела "Precious Lord, Take My Hand" на похоронах Мартина Лютера Кинга.

Отдельная тема – это Рождество, время раздумий и заключений. И песни её посвящены истинному значению рождества – рождению младенца в божественную полночь. Эта безхитростная картина существовала до тех пор, пока Махелия своим мастерством не подняла исполнение простых Рождественских песен до высоты тончайшего народного искусства. Сотканные и обработанные веками целомудренные мелодии и непритязательные стихи совершенствовались с годами, благодаря новым интерпритациям талантливых исполнителей. Способность Махелии Джексон изменять голосовую окраску, её особое чувство времени и момента, а также её тотальная вера наделяли новой значимостью эти, овеянные вечностью, слова и мелодии, и уносили слушателей в мир, придуманный великой певицей. Рождество Махелии это не дед мороз, разукрашенная ёлка и пластиковое безумство карнавала, которые, безусловно, не совместимы с возвышенным Рождественским концертом Махелии Джексон. В этом концерте совмещаются такие безхитростные песни как "Christmas Comes To Us Once a Year", и такие, глубоко развернутые, драматические полотна, как "What Can I Give". Это уже не песня, а маленькая оратория с хором, который имеет самостоятельное значение, а оратория завершается возвышенной кульминацией: "Я дам этому млденцу свою любовь и своё сердце".

Благодаря огромному таланту, искренней вере и хорошему вкусу Махелии Джексон осуществилось музыкальное возвращение к первозданным основам Рождества.

Вторично певица вышла замуж за Сигмунда Галлоуею. Благодаря тому, что в семью вошла Сигм, дочь Галлоуею от первого брака, Махелия не страдала от отсутствия собственных детей. Позже у Джексон произошел грязный и очень шумный развод с Галлоуею, вызвавший у неё ряд сердечных приступов и быструю потерю более сотни фунтов веса.

В 1966 вышла в свет книга "Movin' On Up", написанная Махелией Джексон с помощью Эвана Маклеада Вилиа. За годы, предшествовавшие смерти, она возвратила многое из её прежней славы.

Певица принимала участие в съёмках нескольких фильмов, втом числе и в "St. Louis Blues".

Махелия Джексон была самой великой певицей госпел, которых когда-либо знала Америка. Это она единолично перенесла "чёрный" госпел из церквей Чикаго на общее обозрение. В розовом, доходящем до пола платье, с чёрной, высокоуложенной прической, с ритмичным притоптыванием и колебанием бедер, Махелия и её лирическое контральто олицетворяли ГОСПЕЛ.

Под давлением фирм грамзаписей певица поступилась своими принципами и записала несколько светских популярных песен , таких как "What The World Needs Now Is Love", "Avraham, Martin and John", "Sunrise, Sunset" из мюзикла "Скрипач на крыше".

Заключил её карьеру восхитительный прощальный концерт в Берлине в октябре 1971 года.

Махелия Джексон страдала от высокого кровяного давления и умерла 27 января 1972 года в возрасте 61 года от остановки сердца. Она похоронена в Providence Memorial Park, Metairie, LA. Арета Фрэнклин пела на её похоронах.


Эта статья написана на основе компиляции переводов ряда публикации

в Интернете рецензий на CD и LP с помощью переводчика системы "Promt"

www.translate.ru

Авторы статей: Linda Solomon, Jason Ankeny, Mort Goode, Irving Townsend, Jeison Verlind.

Редактор: Зина Пинхасик (Zina Pinhasik)

Материалы статьи разрешается использовать в соответствии с лицензией GNU FDL

 

 


 

Hosted by uCoz